Работа в Мирном, Плесецке и Плесецком районе

Лучшие кадры для лучших вакансий

КАДРОВОЕ АГЕНТСТВО
КАДРОВОЕ АГЕНТСТВО «А-ЭЛИТА КОНСАЛТ»

Мирный, Гагарина 19, «ТЦ-КАРДИНАЛ» 2-й этаж.
Тел. +79314020696 8(81834)5-01-22
Инновационные
технологии кадровых
решений

Что это за сайт?

Кадровое агентство «А-ЭЛИТА КОНСАЛТ» работает на территории города Мирный и Плесецкого района с весны 2014 года. Мы успешно решаем вопросы трудоустройства наших клиентов, проводим подбор специалистов как на единичные вакансии, так и массовый подбор персонала.

Оказываем услуги в области рекламы и продвижения, имеем собственные рекламные площадки, печатную информационную рассылку по всему Плесецкому району и городу Мирный, проводим рекламные кампании среди пользователей соц. сети Вконтакте.

вся информация
Главная » Информация » Работодателю » Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

Специальная оценка условий труда вместо аттестации рабочих местВ январе 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) и на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

 

Специальная оценка условий труда (далее - спецоценка) - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку

Статьей 212 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) и частью 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ обязанность по проведению и финансированию спецоценки возложена на работодателя. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения работодатели, а также индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Установлен ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию проводили только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации. Теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто проводить спецоценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание государственного инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации. 

 

Алгоритм проведения специальной оценки

В первую очередь работодатель должен предпринять следующее: 

- создать комиссию;

- заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (при наличии), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель, либо индивидуальный предприниматель. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку - это юридическое лицо, которое соответствует следующим критериям:

1) по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда;

2) в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3) в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте организации (при его наличии). 

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов.

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.

Чем грозит отсутствие результатов спецоценки

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

В настоящее время санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания - приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно - статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания - предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, то размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц - от 100 000 руб. до 200 000 руб.. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания - исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Статья подготовлена с использованием материалов http://www.buhonline.ru и системы Консультант Плюс.

 

О.Ю.Игнатьева, специалист, осуществляющий отдельные

государственные полномочия в сфере охраны труда по муниципальному

образованию «Мирный» 






Подписаться на RSS-новости
раздела «Вакансии»
Подписаться на RSS-новости
раздела «Резюме»
На главную
Письмо администрации сайта
Все «Резюме соискателей»
Все «Вакансии»
Информационная база
Copyright © 2013 aelita-cons.ru
создание сайтов LunaCraft